Отношения между мужчиной и женщиной — самая прекрасная и самая сложная часть человеческой жизни.
Любить страшно, и подростки говорят о любви матом, а отчаявшиеся взрослые — стихами. Человек боится любить, опасаясь утраты (потерять любимого/близкого, самого себя или самое чувство). Человек боится, что любовь захватит свободу воли, и вот он, «неуловимый Джо», уже пленник собственного страха. Можно ли прожить жизнь в одиночестве, выстроив собственный мир на контроле и догмах? Может быть, но зачем?
Греческий бог Эрос по одной из версий предвечный бог и представлен в мифе как безликая энергия, с появление которой началась жизнь (появились хаос, потом космос, земля, небо, боги, люди и разные события). Позже миф претерпел изменения, образ Эроса очеловечился и предстал в виде пухленького младенца. Но под видом невинности Эрос злопамятен, капризен, своенравен и наделен неподвластной ему силой. Никто на Олимпе не мог отменить действие стрел любви (в том числе и сам Эрос). Даже Зевс опасался попасть из-за него в глупое положение, и только мать, Афродита, могла изредка повлиять на Эроса, соблазняя лестью. Зато Эрос уже не так однозначен, как чистая энергия стихии. Христианство в этом смысле идет еще дальше, и младенец Иисус с Мадонной уже являют собой образ любви и отношений (одна из интерпретаций).
Образы мифов символизируют трудновыразимые явления в душе. Мифы предостерегают, дают рецепты и помогают получить инсайты. Присмотритесь к мифу об Эросе.
Эрос, как стихия — могущественный, преобразовывающий, создающий миры, детей, творения, супружеские пары и просто энергию желания. Это карма, совпадения, случаи интуиции, притяжение или отторжение (но необъяснимый зов реакции), интерес, любовь с первого взгляда (или незаметно вкравшаяся). В целом, это базис контакта и доверия, с чего все начинается, а также — это начало нового этапа в отношениях. Эрос или есть, или нет, и никто ничего не может поделать, чтобы его заманить или остановить.
Эрос, как младенец, с одной стороны, низведенная к телесному удовольствию мощь творческой сексуальности, в комедийном, а потому менее опасном стиле. Сознанию проще иметь дело с младенцем и прикрывать глаза на его пугающую мощь. (Юмор, кстати, один из признаков Эроса.) А с другой стороны, Эрос – младенец наделен теневыми качествами, он уже не идеален, потому с ним можно смеяться и на него возможно злиться (в отличие от предыдущего).
Душевные переживания наполняют человеческую жизнь драгоценными моментами удовольствий и слабостей: к себе, к партнеру, к детям, к родителям, к единомышленникам, к земле, к культуре, к хорошей книге, красивой вещи, завораживающей картине, терпкому вину, к удачному сочетанию цвета, к пушистому меху, к шуму океана, к победам. А еще это — восприятие неудач, как повод для опыта и шутки, и страхов — как повод уважать себя или узнать себя, и стыда, как повод обнаружить дружелюбное и открытое присутствие другого человека. Бурные скандалы здесь устраиваются ради момента примирения. И еще множество милых дорогих нелепостей, которые возможно рассказать только в узком кругу. Таков проказник Эрос в отношениях.
Оставить его младенцем и удерживать от взросления, т.е. сохранять в поведении капризы, властность, мстительное поведение, обидчивость и реагирование через секс – рецепт как разрушить отношения.
Младенец Иисус с Мадонной — образ абсолюта в любви. (Наконец-то бог нашел такую форму воплощения, что бы человек от ужаса не падал в обморок и не сходил с ума.) История изменилась, когда Бог решил покарать себя ради другого, а не другого ради себя.
Символически смерть — это трансформация, переход из одного состояния в другое. Старо предание: нужно умереть, чтобы заново родиться. Говорят: «Для любящего нет ничего трудного». Ну-ну. Для периода влюбленности (т.е. идеализации) может быть и так, ведь человек находится не в реальности и в попытке избежать встречи с неприятными чертами партнера, он скорее нафантазирует несуществующих добродетелей.
А тот, кто видит недостатки партнера, обязательно встречается с желанием исправить его, чтобы улучшить. Именно на этой стадии Эрос или останется младенцем (и проявит свои теневые качества во всей красе), или вырастет в глубокое чувство и базис для создания «своего мира» пары. Умереть – означает умерить гордыню всезнания и умертвить прежние паттерны взаимодействия с партнером или в отношениях.
Взрослая любовь все также испытывает стремление переделать другого (постоянно!), но удерживается от действия, стремясь понять, обсудить и любить партнера каким он есть. Тяжкий труд! Во взрослой в паре один подменяет другого в трудные моменты (как вставать ночью к младенцу по очереди). Сегодня у меня больше сил любить тебя, а завтра – у тебя».
Елена Бранте, аналитический психолог, PSI, router IAAP
Email: olenabrante@gmail.com
Facebook.com/analiticalpsychologistolenabrante Метки: психология