Запечённые журавли, Вексфордская колядка, Санта в магазине Switzer и некоторые другие забытые рождественские традиции Ирландии

Мы не раз писали о древних и современных рождественских традициях, которые соблюдают современные жители Ирландии, но Словарь ирландской биографии (Dictionary of Irish Biography), один из исследовательских проектов Королевской Ирландской Академии, и издание The Journal представили в этом году некоторые забытые традиции ирландского Рождества.

Рождественские угощения в древней Ирландии

Первые рождественские празднования в Ирландии сильно отличались от современных, но неизменными оставались застолья, отдых и ощущение обновления, связанное с удлинением дней. Однако даже в Средневековье не обходилось без споров. Так, в VIII веке аббаты Дублиттир (Dublittir) из Фингласа и Маэл-Руайн (Máel-ruain) из Талла спорили об употреблении напитков в Рождество.
Маэл-Руайн запретил своим монахам пить пиво, полагая, что оно вызывает забвение Бога; Дублиттир выбрал, несомненно, более популярный подход, разрешив это на основании того, что его монахи попадут на небеса так же, как и монахи Маэл-Руайна.
Долгое время ирландское руководство следовало наставлениям Маэл-Руайна, запрещая продавать и употреблять горячительные напитки не только в Страстную пятницу, но и в Рождество.

В 1189 году летописец Геральд Камбрийский описал рождественский пир, организованный королём Генрихом II в Дублине.
Чуть более поздний рассказ об этом событии вышел из-под пера Джеральда Уэльского. Его Expugnatio Hibernica (написана около 1189 г.) описывает пир, устроенный Генрихом II в банкетном зале, специально построенном в Дублине для этого случая:

«Праздник Рождества приближался, и очень многие из принцев земли отправились в Дублин, чтобы посетить двор короля, и были весьма удивлены роскошью его развлечений и великолепием его дома; и, получив места за столами в зале по приказу короля, они научились есть журавлей, которых подавали в пищу, которую они прежде ненавидели».

Запечённые журавли к рождественскому обеду, как и следовало ожидать, не прижились!

Но еда, поданная в 1351 г. Уильямом Буйде О’Келли, королём Уи Мхайне, была бы гораздо более знакома современному вкусу. Он пригласил поэтов, дворян и бедняков на рождественский пир, настолько большой, что для гостей пришлось построить временное жильё. На трапезу подали говядину, свинину и овсяные лепёшки, намазанные маслом и мёдом. Повод был настолько велик, что он породил ирландскую поговорку «Cuireadh fáilte Uí Cheallaigh romhainn» («Нас встретили как О’Келли»), описывающую щедрое гостеприимство.

Два столетия спустя пир, устроенный Брайаном на Мурте О’Рурком, был настолько впечатляющим, что сохранился в фольклоре графства Литрим ещё много лет, вдохновив на создание песни «Pléaráca na Ruarcach», сочинённой около 1700 года Хью Макгуараном, положенной на музыку Турлоу Кароланом и позднее переведённой на английский язык Джонатаном Свифтом.

И хотя индейка в значительной степени заменила гуся в качестве традиционного мяса, подаваемого на Рождество, другие угощения и закуски остаются неотъемлемой частью ирландского рождественского стола, включая банки печенья USA или Afternoon Tea из пекарни Джорджа Джейкоба и шоколад Cadbury, предположительно основанный на рецепте шоколада, изобретённом сэром Гансом Слоаном в XVII веке.

Со временем ирландское рождественское меню обогатилось, но некоторые элементы остались неизменными, такие как Cadbury и печенье.

Музыкальные традиции ирландского Рождества

Ирландия может похвастаться древними рождественскими песнями. Например, «Вэксфордская колядка» XII века и гимн «Пастухи в ночь Рождества», написанный дублинцем Нахумом Тейтом в конце XVII века, исполняемая только мужчинами.

Один из самых ранних гимнов, написанных на английском языке, обнаружен в рукописи четырнадцатого века, написанной францисканским монахом Майклом из Килдэра.

Несмотря на то что «Вэксфордская калядка» XII века считается одной из старейших рождественских песен: она была заново открыта музыкантом и историком Уильямом Флудом на рубеже XX века.

Уже в прошлом веке Рождество вдохновило на создание некоторых самых узнаваемых хитов поп-музыки. Ирландские музыканты создали такие хиты, как «White Christmas» Бинга Кросби, «All I want for Christmas» Мэрайи Кэри, «Last Christmas» группы Wham и, конечно же, самую известную из них — «Fairy tale of New York» группы The Pogues, основанную на одноименном романе 1973 года Дж. П. Донливи.

Самым важнейшим искусством в Рождество для нас является…

Театр на протяжении столетий играл важную роль в ирландской Рождественской традиции. Хотя Роберт Ашер, ректор Тринити-колледжа Дублина, живший в семнадцатом веке, оказался предшественником Скруджа Диккенса, когда запретил рождественские пьесы из-за их легкомысленности.

Конечно, пантомима — это театральное шоу, которое сейчас наиболее тесно связано с Рождеством, и такие дублинские площадки, как Theatre Royal, Queen’s Theatre, и Olympia и Gaiety, имеют богатую историю постановки традиционных рождественских «панто». С тех пор как в Gaiety в 1874 году была поставлена ​​первая современная «панто», люди стекались, чтобы посмотреть на суперзвезд комедии, таких как Морин Поттер, Ноэль Перселл, Гарри О’Донован и Джимми О’Ди, играющих важнейшую панто-даму.

Телевидение и кино стали центральными элементами Рождества в XX веке, когда-то рождественский специальный выпуск RTÉ Guide был посвящен только рождественским фильмам.

Классика жанра — «Чудо на 34-й улице» (1947) с Морин О’Хара в главной роли и музыкальная версия «Рождественской песни» Чарльза Диккенса (1966) с Уилфридом Брэмбеллом в роли Эбенизера Скруджа, по-прежнему любимы и являются такими же обязательными для просмотра, как и «Ирония судьбы…» в Новогоднюю ночь..

Однако для некоторых настоящее Рождество не наступает, пока отец Тед Дермота Моргана и отец Джек Фрэнка Келли не заблудятся в отделе нижнего белья Dunnes Stores; для других Рождество начинается, когда дети Билли Барри пробираются через экраны в Late Late Toy Show. Некоторые рекламные ролики на телевидении и радио вызывают чувство ностальгии, среди них «Рождественский поезд» для Barry’s Tea — один из самых продолжительных радиороликов, созданный Кэтрин Доннелли и Питером Кэффри из Irish International в 1994 году.

Рождественская елка

Это удивительно, но лесная красавица достаточно позднее дополнение к рождественской традиции. Считается, что у пресвитерианского священника Александра Портера Гауди была одна из первых рождественских елок в Ольстере, возможно, в 1857 году.

Выходной день?

Рождественские отгулы на работе так же были большой редкостью — бизнесмен девятнадцатого века Чарльз Доусон гордился тем, что позволял своим рабочим брать выходной в Рождество. Теперь не только 25е, но и следующий день «Святого Стивена» является государственным праздником, который работодатели должны оплачивать.

Санта в Switzer

Когда-то главным магазином на дублинской Графтон стриит был Switzer – теперь там находится Brown Tomas. И, вплоть до его закрытия ни одно ирландское Рождество не обходилось без поездки в Дублин 8 декабря, чтобы навестить Санту и увидеть рождественскую витрину в флагманском магазине Switzer.

Браун Томас пытался перехватить инициативу, организую рождественские тематические витрины, но иконой так и не стал

 

Nollaig shona daoibh go léir.

Go Deeper… Метки: , ,


Последние публикации в категории


Похожие публикации

Добавить комментарий