Музыкальный гуру. Как Борис Гребенщиков стал божеством*

  • Nasha Gazeta
  • 02.10.2008
  • Комментарии к записи Музыкальный гуру. Как Борис Гребенщиков стал божеством* отключены

Пурушоттама (санскр. Purushottama — лучший или первый из людей) — эпитет индийского бога Вишну, употребляемый и вместо его имени. Так как пуруша значит также и душа, то П. толкуется и в значении “верховной души”, т. е. “божества”.

Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона

На фото: Над сценой витал образ духовного учителя БГ Шри Чинмоя. Он ушел из жизни в прошлом году

Борис Гребенщиков репетировал в Темпл-баре со своим ансамблем, и его игре внимал молодой человек из тех, про кого принято говорить “не от мира сего”. У него были большие глубокие глаза, отрешенная улыбка и немецкий акцент. Он стоял в дверях музыкальной студии, прикрыв глаза, и, казалось, что вот-вот оторвется от земли вслед за льющимися мелодиями.
Помимо него к дверям репетиционной то и дело подходили другие люди, которые завороженно слушали легенду русского рока, при этом ни слова по-русски не понимая. Как и порядка четырехсот русскоязычных граждан, пришедших на концерт Гребенщикова, эти люди — большие почитатели его творчества. Только для них он — не БГ, а Пурушоттама — духовный брат и просто очень гармоничный человек, достойный всяческого почитания.

Виктор Посудневский

Восток — дело тонкое
Борис Гребенщиков всегда увлекался восточными религиями и философиями, и ориентальные мотивы в его музыке и текстах появляются довольно рано. Окончательное закрепление этих тенденций произошло, когда русский музыкант познакомился с известным индийским гуру Шри Чинмоем.
Гребенщиков специально поехал в Малайзию, чтобы встретить индуса. А тот увидел в русском музыканте глубоко духовного человека и посвятил его в искусство медитации. Все это оказало немалое влияние на творчество музыканта.
Шри Чинмой начинал монахом в ашраме
(индуистская обитель), а впоследствии основал учение, которое собрало массу последователей по всему миру. Очень много его адептов живет в России, небольшой “офис” есть и в Дублине, на Wicklow Street. Его регулярно посещают около двадцати человек, среди них есть несколько выходцев из бывшего СССР. Одна из них — женщина из России, которая носит довольно-таки необычное для русской женщины имя — Мангала.
“Музыка — важная часть учения Шри Чинмоя, — рассказывает она. — Сам Шри очень известен своими выдающимися музыкальными способностями. Он играл на более чем ста инструментах, причем у него не было специального музыкального образования. Он мог просто брать инструмент в руки и импровизировать. Многие признанные классические музыканты восхищались его даром”.
Шри Чинмой написал тысячи песен, многие из них можно легко найти через интернет или купить в специализированных магазинах. На первый взгляд его музыка сродни тем “релаксирующим” мелодиям, которые ставят перед началом медитации или в кабинете массажиста.

Новая аудитория
Шри Чинмой умер в прошлом году, прожив 76 лет. По словам его последователей — это невосполнимая утрата. “Я не думаю, что кто-то может заменить его, — говорит Маттиас из Германии, тот самый отрешенный молодой человек, встреченный нами на репетиции. — Это был уникальный человек, он принес в мир столько добра”.
Маттиас, Мангала и другие дублинские последователи Шри Чинмоя проводят бесплатные занятия по медитации для всех желающих, осуществляют ряд благотворительных программ, а также разные спортивные мероприятия. Многие из них играют музыку Шри Чинмоя, и все без исключения в восторге от творчества Бориса Гребенщикова.
“Шри Чинмой увидел в Гребенщикове огромный талант — духовный, и музыкальный, — считает Мангала. — И все последователи гуру очень полюбили его музыку. Своими песнями, в которых Гребенщиков смешивает разные музыкальные традиции и стили, он показывает, что между людьми нет границ. А в этом и состоит смысл учения Шри”.

Первый в Альберт-холле
Борис Гребенщиков быстро нашел общий язык с Шри Чинмоем. В интервью, выложенном на сайте гуру, он говорит, что медитация открыла ему глаза на мир, и что без нее он не смог бы полностью воплотить свои музыкальные идеи.
В свою очередь Шри Чинмой настолько полюбил русского музыканта, что сделал ему подарок — устроил концерт в лондонском Альберт-холле. В итоге Гребенщиков стал первым из русских исполнителей, кто сыграл в легендарном концерт-зале.
“Группы последователей Шри Чинмоя работают на благотворительной основе, — рассказывает Мангала. — Если мы хотим, к примеру, снять помещение, то обсуждаем эту идею, и каждый член группы “скидывается” по определенной сумме”. Похожим образом был организован и концерт в Дублине.
“Шри Чинмой оставил после себя столько книг и аудиозаписей, — говорит Мангала. — Это наследие распродается, и средства идут в фонд, который используется на организацию разных мероприятий”.

Пурушоттама
Шри Чинмой также дал Гребенщикову “духовное имя” — Пурушоттама. Однако его значение остается загадкой. Сам музыкант после концерта сказал “НГ” буквально следующее: “Оно означает много вещей, и о каждой из них можно писать целые тома. Его дал мне мой добрый друг и учитель Шри Чинмой. Это очень большая честь”.
Многие музыканты, которые играют с Гребенщиковым сегодня, тоже почитают Шри Чинмоя. И у некоторых из них есть духовные имена. Например, Нилаша Броутон /Nilasha Broughton из Канады играет на скрипке. Ее духовное имя, Нилаша, означает “Синева жаждущего сердца, широта освещающей души”.
Дундуби Дикель /Dundubhi Dikel из Швейцарии тоже играет в ансамбле Гребенщикова. Ее имя в переводе с санскрита значит “Душевный и могучий барабан победы”, что не очень-то вяжется с ее застенчивым взглядом и тихим голосом.
Намного мягче духовное имя у русской собеседницы “НГ”. Ее имя, Мангала, означает “Сердце, наполненное красотой и благоуханием”.
Все эти имена даровал им сам Шри Чинмой, но как он выдумывает такие прозвища?
“Это очень мистический опыт, — объясняет Нилаша Броутон из Канады, высокая девушка в очках. — Он смотрит в глубину твоей души и разглядывает там что-то такое… Духовное имя призвано помочь тебе познать себя, узнать, кто ты есть на самом деле”.
“Духовные имена — это индийская традиция, — говорит Мангала. — Со временем духовный учитель видит основные качества своего ученика, которые могут помочь ему прогрессировать в жизни как можно быстрее. Он подбирает имя, которое выражает эти качества”. Мангала говорит, что за исключением ситуаций, связанных с работой, всегда использует свое духовное имя: “Каждый раз когда я пишу его, меня переполняет радость”.

Ирландское рагу
Впрочем кроме восточных традиций Бориса Гребенщикова увлекает и многое другое. Кого только нет рядом с ним сегодня. Его музыка теперь — это настоящее ирландское рагу, в котором перемешано столько разных “продуктов”. И слово ирландское в этом сравнении — совсем не случайно.
Ныне в расширенном составе “Аквариума” играет ирландский флейтист Брайен Финнеган
“Я раньше никогда не думал, что буду играть с легендой русской музыки”, — говорит он. У Брайена своя фолк-группа Flook, а помимо этого он играет и записывается с многими другими музыкантами. “Но в музыке вообще всегда так — никогда не знаешь, что ждет тебя за поворотом”.
По словам Брайена, в том, что касается ирландских мотивов, Гребенщикова ему не пришлось обучать ровным счетом ничему. “Он еще до того как встретил меня, знал все те ирландские песни, которые играет сейчас на концертах, — говорит Брайен. — У Бориса большая любовь к фолк-музыке, и он любит смешивать музыки разных народов. Он очень эклектичный, и я уважаю его вкус”.
Сам Гребенщиков свою эклектичность объяснил нам так: “Я слушаю очень много разной музыки, и то, что мне нравится, стараюсь воплотить в моих собственных песнях. И для этого мы собрали этот грандиозный коллектив — чтобы играть музыку, которая нам нравится”…

Фото Е.Ремизова и И.Василевича

Больше фото смотрите в нашей галерее: Метки:


Последние публикации в категории


Похожие публикации