По историческим меркам, христианство достаточно молодая мировая религия.
Иудаизм возник примерно 3000 лет назад, буддизм насчитывает около 26 веков. Моложе только ислам, да и то не намного.
Возникнув в Палестине на земле иудеев, имевших свою крепкую веру, изначально представляя собой малочисленную секту презираемых людей, уже через три века христианство стало государственной религией Римской империи. И разрастаясь вширь, оно вбирало в себя местные верования со всем их разнообразием, особенностями и национальным колоритом. Поэтому католицизм ирландцев ментально отличается от католицизма поляков, а тот в свою очередь отличается от католицизма итальянцев, испанцев или литовцев.
Миру известно множество замечательных проповедников и миссионеров, усилиями которых учение Иисуса Христа пробивало себе дорогу к сердцам людей разных национальностей. Святой Патрик один из них. Без него также невозможно представить себе Ирландию, как Землю без Луны, а небо без звезд.
У всех народов и цивилизаций до принятия христианства были свои верования, свои собственные боги и религиозные культы. Кельтские племена уже за 1500 лет до нашей эры занимали в Западной и Центральной Европе обширные территории и были народом одним из самых мужественных и воинствующих в мире.
Первые люди заселили Ирландию в период мезолита, в IX тысячелетии до нашей эры. Древнейшими следами жизни на Изумрудном острове считаются Даут, Наут и Ньюгрейндж, ныне входящие в список культурного наследия Ирландии. Предполагаемым временем появления в Ирландии кельтов считается вторая половина I тысячелетия до рождества Христова. Древние ирландцы жили отдельными племенами — кланами под управлением наследственных вождей, сообща владели землей и занимались почти исключительно скотоводством.
У кельтов был богатый пантеон собственных богов, хотя сведений о них сохранилось не так много. В основе религии лежала идея мирового древа, каковым считался дуб. Кельтские жрецы — друиды – были не только бардами, но и обладали невероятно обширными знаниями и умениями предсказывать судьбу.
Греческий историк Диодор Сицилийский писал об обычаях и нравах кельтов: «убив противника, кельтские воины отрезают их головы и вешают на шеи своих коней. А принеся домой, прибивают их к входам своих жилищ. Кельты также сохраняли отрезанные головы побеждённых врагов в кедровом масле. А некоторые воины хвалились, что не отдали бы эти головы даже за такое же по весу количество золота…» Дело в том, что для кельтов голова — жилище души. И отрезать голову врага означало отделить его душу от тела. Такой враг не сможет ожить.
Вероятно, отрубленные головы врагов составляли не только самый значительный трофей победителя, но и были частью религиозного культа.
По нынешним понятиям кельты в античные времена были не только весьма воинственным и жестоким, но и невероятно дремучим и колдовским народом.
А теперь представьте себе такую ситуацию: начало V века нашей эры, Восточное побережье Изумрудного острова, заселенное дикими народами. Приплывает христианский проповедник, ступает на сушу. Его окружают местные дикари. И между ними происходит примерно следующий разговор:
— Ты кто, чужеземец? — грозным голосом спрашивает, одетый в облезлую звериную шкуру, рыжеволосый, лохматый средних лет мужчина с выбитым в драке глазом и с множеством шрамов на бородатом лице, очевидно вождь. В одной руке у него огромный топор, в другой невероятных размеров щит.
— Я проповедник нового религиозного учения, — отвечает чужеземец.
— Это ты о чем? — не врубается другой мужчина, тоже рыжий, бородатый, но чуть моложе и с меньшим топором в руке.
— Я вам хочу рассказать об истинном Боге!
— Да у нас и своих богов хватает, чужеземец, — встревает в разговор третий воин, самый рыжий, самый высокий и самый сильный среди соплеменников. — Зачем нам чужие боги?
— Я Вам расскажу о Боге истинном. И о его сыне Иисусе Христе.
— Да! И откуда же родом тот сын?
— С побережья Средиземного моря.
— Ну, — усмехается самый молодой воин. Он тоже рыжий, лохматый, но без бороды и боевой топор ему пока еще не полагается. — У нас тут свое море. А Средиземное далеко отсюда?
— Далеко, за десять морей.
— Действительно далеко, — соглашается одноглазый кельт. — Никто из наших парней в тех краях, похоже, ни разу не был.
— Не был, — подтверждает старик-воин, уже седой и умудренный жизнью. — Рим брали, а дальше на юг не ходили.
— Иисус Христос родился в Вифлееме, недалеко от Иерусалима, — говорит проповедник. — Родился в непорочном зачатии.
— Это как? — удивляется одноглазый кельт. — Не бывает такого, чтобы баба без мужика родила!
— Не бывает, — соглашается старик-воин.
— Так может того, сразу этому болтуну голову отрубим, а тело в море выбросим! — предлагает самый рыжий, самый высокий и самый сильный среди соплеменников. — Чего он нам голову морочит!
— Да не спеши, — успокаивает его старик-воин. — Успеем голову отрубить, это дело не хитрое. Пусть еще что-нибудь о своем Боге расскажет. Интересно же, спасу нет! Говори чужеземец.
— Иисус Христос умел творить чудеса.
— Какие, например? — интересуется одноглазый.
— Он воду превращал в вино.
— Что?! Воду в вино?! — спрашивает до того не вступавший в разговор пожилой однорукий кельт, опирающийся на огромную дубовую дубину. — Это по-настоящему смешно! Даже наш главный колдун этого не умеет!
И все дикари-аборигены начинают дико ржать не менее получаса. Проповедник терпеливо ждет, а потом продолжает:
— Он умел ходить по воде и пятью хлебами накормил пять тысяч человек!
И снова неудержимый смех.
— Он людей воскрешал из мертвых!
Дикий хохот.
— Он призывал возлюбить ближнего как самого себя!
Хохот звучит слабее, просто кельты уже устали смеяться.
— За грехи человеческие Он был распят, умер на кресте, а на третий день воскрес, и тело его воспарило на небеса!
— Стоп, чужеземец! — произносит грозным голосом старик-воин. — Ты говори, да не заговаривайся! Мало того, что ты посмел предложить нам отказаться от своих кровных богов и принять Бога чужого народа, так ты еще и сказки нам всякие тут рассказываешь! Ты что нас за полных идиотов держишь?! Нас – бесстрашных воинов!
Примерно вот так необузданная фантазия автора рисует первую встречу диких кельтов с христианским проповедником. Не стану продолжать эту выдуманную историю, финал ее более чем очевиден.
Но у Святого Патрика получилось! Получилось не только обратить кровожадных дикарей в добропорядочных христиан, но и стать самым почитаемым и любимым в Ирландии святым. Стать покровителем страны. Впрочем, история его жития все объясняет.
Не знаю, как в Нигерии, где Святой Патрик тоже является покровителем страны, но в Ирландии люди к нему обращаются часто.
— Ну как у тебя дела? — спрашивает сосед.
И следует глубоко почтительный ответ:
— Да все хорошо. Спасибо Святому Патрику!
Или:
— Как думаешь, наши футболисты сегодня выиграют у англичан?
И следует очень практичный ответ:
— На все воля Святого Патрика!
Или:
— Когда же закончится этот проклятый экономический кризис!
И следует вполне ироничный ответ:
— Это может знать только Святой Патрик!
Вот так почтительно, практично и даже порой иронично, но неизменно тепло и с любовью относятся ирландцы к своему главному святому. Такое отношение просто так не заслужить, надо как минимум стать своим в доску! И День Святого Патрика, который отмечается во многих странах мира 17 марта, в Ирландии, пожалуй, самый значимый и веселый праздник.
— Нам нужно съездить на Гору Святого Патрика, одну из ирландских святынь,- говорит Нина. — Это в графстве Майо на западном побережье Коннахта.
И мы отправляемся в путь по хорошо уже мне знакомой дороге из Кавана в Лонгфорд.
— Согласно преданию, на вершине этой горы Святой Патрик постился и молился в течение сорока дней. А демоны пытались ему помешать, являясь в образе огромных черных птиц, которые нападали на него со всех сторон. Но Патрику удалось одолеть демонов и силой молитвы загнать их в глубокую пещеру на северной стороне горы, где они и по сей день остаются в ожидании Страшного Суда. Святой настолько обессилел от долгого поста и борьбы с темными духами, что Господь стал опасаться за его жизнь. И потребовал, чтобы Патрик прервал свой пост, за это Он обещал исполнить три его просьбы: чтобы Ирландия избежала саксонского владычества, чтобы в Судный День она ушла под воду подобно тому, как когда-то ушел под землю Эдем, и чтобы каждого ирландца после его смерти судил лично он, Патрик. На исходе Великого поста Патрику явился ангел и сказал, что в награду за его стойкость Господь дарует всем ирландцам такую же твердость в вере, какую проявил он сам.
За разговором и путь кажется короче. Мы подъезжаем к автостоянке, отсюда начинается паломничество. Путь к вершине горы Святого Патрика труден и долог. Многие преодолевают его босиком по каменистой тропе или вовсе на коленях, до крови избивая ноги.
Обычный день, но вокруг сотни людей: мужчины, женщины, пожилые люди и дети. Лица их напряжены и сосредоточены. Это лица искренне верующих людей.
И мы идем вверх по склону, и я ловлю себя на мысли, что ощущаю себя кельтом…
Книги автора можно приобрести в интернет-магазине www.rusekniga.biz в разделе «Юмор»
Блог автора https://www.proza.ru/avtor/vladimir33 (внешняя ссылка) Метки: Владимир Горбань, Как я стал кельтом, Литературный биеннале, Святой Патрик