Так знаки говорят, торговые.

Практически у каждой организации есть свой фирменный знак, так или иначе отражающий ее суть. Некоторые символы со смыслом, другие — просто красивые, остальные — так–сяк и совершенно пустые по сути. А ведь разработка эмблем, знаков и логотипов — наука особая, не прощающая ошибок, и к ней, по мнению магистра гуманитарных наук, специалиста–графика Александра Булыкина, жителя Латвии, известного во многих странах, важно подходить предельно серьезно, в противном случае работа не принесет добра, будет мешать всему делу, а потом окончательно развалит предприятие.

 Вокруг нас тайные символы!

Александр Булыкин создал более сотни эмблем для компаний из Прибалтики, России, Западной Европы и США, используя в процессе любые — христианские, каббалистические, эзотерические символы. Для него каждая черточка, точка, казалось бы, совершенно ненужная, ни к чему не обязывающая закорючка, всегда значит очень многое! Прогуляйтесь по стоянкам и присмотритесь к эмблемам мировых автоконцернов.

Например, как известно, в знаке компании «мерседес» — триединство, обозначающее производство техники для передвижения по земле, воздуху и воде. Если же посмотреть на знак иначе, как советует Александр Иванович, то получается следующее. Это единство — в круге, обозначающем в эзотерике непрерывность силы и ее защиту, а три линии сходятся в точке, которая — суть рождения духа. А четыре круга знака «ауди» и три «ячейки» в местах их соединений, можно трактовать: сила природы, движимая и питаемая энергией воздуха…

Впрочем, символы ведь такая штука, что трактовать их можно до бесконечности, и в принципе, — как кому заблагорассудится. Другое дело, как все преподнести… Однако Александр Булыкин считает: любые спекуляции на тему знаков — чреваты, а когда их разрабатываешь, необходимо учитывать не просто, красиво они смотрятся или нет, но — очень много факторов. И можно изобразить что–то «в стиле», однако на деле все окажется пустышкой и никогда не заработает, не поможет делу. Зачастую дизайнеры и рекламщики «просто так» придумывают названия магазинов, салонов, компаний, абы как рисуют и лого фирм. В итоге получается — ни уму, ни сердцу.

Зато раньше к разработке фирменных знаков подходили ответственнее. Допустим, в СССР эмблемами и символами предприятий занимались даже в НИИ, где учитывали очень разные аспекты, например: как фонетически будет звучать название организации и какое оно окажет воздействие на человека, создают ли звуки и слоги определенный ритмический рисунок, так или иначе влияющий на человека. Учитывалось даже то, какой образный ряд рождается в мозгу и на подсознательном уровне при виде «картинки». Очень профессионально использовали цвета, шрифт, размер букв, их расположение в общей композиции. И теперь сами себя спросите: почему те или иные названия, эмблемы работали в вашем сознании «на позитив», почему до сих пор с удовольствием их вспоминаете?

И точка здесь не лишняя

— Почему сейчас такая чехарда и очень мало действительно стабильных организаций, где, вдобавок, еще и коллективу хорошо работается? Ответ: в процессе разработки символов и знаков — полный хаос. Слишком мало людей, создающих символы, реально задумываются о том, что делают. А ведь любая черточка, точка, а тем более — цифра или буква несет информацию, которую важно уметь видеть и — «включать». Допустим, «крест», «круг», «квадрат», «треугольник», руны надо предельно правильно использовать для создания символики организаций.

Даже «точка» означает многое! Ведь она — квинтэссенция всего, а линии, в ней сходящиеся или из нее выходящие, могут символизировать рождение духа. «Плюс» — это не просто математический знак, но — вертикаль и горизонталь, в месте пересечения которых — зарождение Высшей силы. Почему египетские жрецы именно крест–накрест складывали на груди руки? Это означало и покорность фараону, но в то же время: из «точки» на пересечении рук, на уровне груди одного жреца, зарождалась энергия, а потом она от каждого служителя культа шла в определенном направлении — к центру, где располагался либо трон с повелителем, либо — идол.

В свою очередь «квадрат» разные народы воспринимали как символ «материи», «треугольник», направленный вверх, — это наш дух и стремления. А если говорить о естественных науках, то, например, вся ньютоновская физика построена «на Библии»! В старину люди всерьез относились к буквам и цифрам, просто так их не рисовали. А в оккультных науках и каббалистике любая буква имеет числовое значение, что относится уже к сильнейшей магии, которой пропитано все кругом и насквозь…

«Икона» для фирмы

— Когда я читаю лекции людям, интересующимся искусством создания символов, всегда подчеркиваю: художник рождает знак, точно женщина — ребенка, а перед этим — вынашивает его, в чем–то собой жертвует, — говорит Александр Иванович. — Да, как потом станут использовать знак на фирме (она будет заниматься честными делами или же махинациями), сказать сложно, ведь и ребенок рождается добрым, а каким он вырастет — другой вопрос. Но, в любом случае, символ изначально должен нести лишь благо. Фирменный знак — словно «икона» организации… Так, например, однажды мне заказали в России нарисовать эмблему крупного православного художественно–музыкального проекта. В центре эмблемы я изобразил «крест», по бокам — символические ангельские крылья, причем все линии сходились в седьмой по счету точке. А цифра «семь» — это число Бога. Мою эмблему освящал сам патриарх всея Руси Алексий II.

Когда создаю фирменный знак, учитываю буквально все — дату регистрации организации, дни рождения ее директоров и президента. Иногда раскладываю имена и фамилии руководства компании, поскольку каждая буква имеет свое цифровое значение и — наоборот. Логично, в фирменный знак закладываю и концепцию предприятия. Вот, ко мне обратилась одна украинская фирма, занимающаяся продажей нефтепродуктов. В фирменном знаке я нарисовал в треугольнике, природа которого — огненная, белого голубя, символизирующего чистоту (компания закладывала в основу концепции развития, что торгует экологически чистым продуктом), а в крыльях птицы была зашифрована цифра «пять», обозначающая природу…

Обо всех проектах, в которых участвовал мастер, вот так и не рассказать. Но заметим, когда руководство организаций, делавших заказ Александру Булыкину, потом не вносило каких–то своих корректив в разработанные им фирменные знаки, то и серьезных проблем на предприятиях фактически не было. И они успешно работают по сей день в самых разных странах, невзирая на кризис.

Игорь МЕЙДЕН. Метки:


Последние публикации в категории

Похожие публикации

Публикации не найдены