В Ирландии побывал профессиональный стилист и художник Павел Ваан. Он организовал выставку своих фотопортретов в Дублине. Талантливый мастер рассказал штатному фотографу «Нашей Газеты» Ирине Василевича о своем видении женской красоты и о том, как у него рождаются идеи.
— Павел, расскажите, пожалуйста, о вашей выставке?
— Выставка называется Beyond Time («Вне времени»), на ней представлено 22 портрета. Создавая их, я делал акцент не на макияже или прическе, а на внутреннем мире героинь. Я работал с моделями, которых знал уже продолжительное время. Именно благодаря этому, надеюсь, у меня получилось раскрыть в портретах их суть. Надеюсь также, что эта выставка станет первым шагом от хобби к чему-то профессиональному. Ведь я получил художественное образование, но работаю стилистом уже много лет. Мне моя профессия безумно нравится, но, работая 20 лет в одной области, у тебя возникают новые идеи, которые требуют реализации иногда за рамками профессии.
— А почему «Вне времени»?
Работая над портретами, я хотел отбросить влияние современных массовых стандартов на понятие «красота». Меня уже давно пугают стандарты красоты наших медиа-героинь. Приходишь, например, на мероприятие, а вокруг тебя девушки с одинаковыми накачанными губами и с одинаковыми укладками и цветом волос. Здесь это, может быть, не практикуется, но в Москве все очень похожи друг на друга — макияж, губы, длинные волосы… Это удручает. Мне нестерпимо хотелось вернуться к истокам красоты, к гармонии внешности и внутреннего состояния. Поэтому все героини моей выставки – наши современницы, но они оторваны от действительности, они как бы над временем.
— Как вы делали эти портреты?
— Изображения нанесены на шелк, совмещенный с прозрачной тканью. Такая технология позволяет мне добиться эффекта присутствия героинь. Все девушки сфотографированы в полный рост, вокруг много воздуха, и помещены они на трехметровых полотнах. Все это дает визуальное ощущение полного присутствия. Первые посетители даже спрашивали меня «не в 3D ли это все сделано?» Работать, экспериментировать пришлось очень долго. Я хотел добиться такого изображения на ткани, какое было в моем воображении.
— Как у вас рождаются идеи?
— Идеи в первую очередь вырастают из любви – любви к искусству, любви
к человеку. Для меня любая творческая работа начинается с контакта с человеком. Если контакта нет, то не будет и работы, ибо человек будет закрыт.
— Сегодня многих фотографов упрекают в том, что они «перебарщивают с
фотошопом». А что вы думаете об использовании фото-редакторов?
— Мне кажется, что девушка, когда смотрит в зеркало, всегда видит перед cобой красавицу, и когда я ее фотографирую, она должна видеть себя
такой, какой она себя видит в зеркале. А что я для этого делаю, на мой взгляд, совершенно не важно.
— Как достигается уровень? Какие шаги проходит художник от любителя до
мастера?
— Готовых рецептов нет. Человек, который говорит, что всего достиг и
стал мастером, вызывает у меня разочарование. Я думаю, что надо быть
открытым миру, не забывать учиться каждый день. Например, свет для своей первой выставки я подсмотрел у Рембрандта и Тициана.
— Как вы считаете, должен ли профессионал уметь снимать все, или у него должен быть свой конкретный жанр? Какой жанр ближе вам?
Я против узкой специализации, но, как показала практика, успех ко мне пришел именно в портретной съемке! Дело в том, что я люблю людей, мне всегда хочется докопаться до сути личности – для меня нет ничего более интересного.
Интервью записано в марте 2011 года Метки: Ирина Василевича