С древних времен 18 марта отмечался в Ирландии как День Шилы — ежегодный праздник в честь богини плодородия, известной как Шила-на-гиг . Согласно более позднему ирландскому фольклору, Шила была либо женой, либо матерью Святого Патрика.
Скульптурные изображения обнаженных женщин, обычно с увеличенными половыми органами Sheela-na-gig часто вырезались на ирландских церквях, замках и башнях, построенных до 16-го века.
Их можно обнаружить на церквях, замках, нормандских башнях и других строениях эпохи Средневековья на территории всей Западной Европы, а также Чехии и Словакии. Однако наибольшее количество Шила-на-гиг находится в Ирландии (более 100) и Британии. Могут быть установлены вместе с мужской фигурой. Один из лучших примеров этой скульптуры можно найти в башне при монастыре Ратту в графстве Керри, другое известное изваяние находится в деревне Килпек в Херефордшире.
Большое количество фигурок были испорчены или уничтожены в викторианскую эпоху.
Предполагается, что фигуры Шила-на-гиг призваны отпугивать злых духов аналогично гаргульям.
Они часто они располагались над дверьми или окнами, вероятно, чтобы защитить эти проёмы. Существуют также и другие версии назначения Шила-на-гиг, например, связь с культом женского плодородия, но эта теория не объясняет существование скульптур с выступающими рёбрами или истощенной грудью.
Бытует мнение, что эти фигуры служили для целей религиозного образования, предупреждая прихожан о плотских грехах. В этом случае, совершенно неясно, почему кроме них, ни в Ирландии, ни в Англии не было найдено каких-либо других разновидностей эротических гротесков, которые могли бы закрепить подобное образование.
Аргументирована и точка зрения, что изваяния изображали некоего могущественного кумира или божество, с которым ранняя христианская церковь должна была мириться из-за его популярности среди простых людей.
Ирландка Эдит Гест была первой, кто классифицировал и датировал скульптуры Шила-на-гиг. Оказалось, что в Ирландии они создавались с IX по XVI века, основная часть относится к XI и XIII векам, что не исключает ни вероятности более раннего происхождения, ни языческих практик, связанных с фигурами.
Они часто назывались амулетами против сглаза, оберегами от несчастья. Натертые бедра, животы и лбы некоторых фигур говорят об их почитании. Эдит Гест считает, что отношение к фигурам переменилось в середине XIX века, некоторых стали считать ведьмами.
Ирландка и исследователь Энн Росс пропагандирует мнение, что эти фигуры — отражение ирландских и кельтских богинь, могучих воительниц и образцовых женщин — превосходных в плодоношении и воспитании детей. Они также известны своей возможностью менять облик из прекрасных женщин в уродливых старых ведьм.
Существует древняя ирландская повесть «The Destruction of Da Derga’s Hostel», в которой подобная старая карга описывается как огромная, уродливая, отвратительная женщина с большим ртом и обнаженными половыми органами, касающимися колен.
Доброжелательные и недоброжелательные, натуралистические и символические кельтские богини всегда состоят из двух частей. Возможно, подобное наблюдение — это ключ к пониманию фигур Шила-на-гиг, они тоже должны быть двойственными: вероятно, они были созданы с мыслью о том, что понимать эти фигуры стоит по-разному.
Возможно, они были наделены двумя противоположными качествами, как и вышеупомянутые кельтские богини. Они могут или совратить своей обнажённостью, или явить образец лучших женских качеств.
Независимо от того, кем в действительности была Шила, люди продолжают праздновать этот день и все согласны с тем, что это хороший повод выпить стаканчик виски.
Согласно некоторым источникам, именно с этой датой связана традиция «утопления трилистника» — люди бросают трилистник в стакан перед тем, как выпить содержимое.
Метки: богиня, ирландская мифология, История Ирландии, Святой Патрик, традиции